Top

РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН

Он умер в первых числах октября 1669 года. На его похоронах не было прочувственных речей, никто не сказал ни слова о его заслугах. О его кончине не было ни одного официального сообщения. Единственное сохранившееся упоминание — запись в церковной книге: «8 октября. Рембрандт ван Рейн, художник, проживавший на Розенграхт, гроб и шестнадцать носильщиков; оставил двух детей. Общих расходов – 20 флоринов».

ГЕНИИ И ЗЛОДЕИ: РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН

Рембрандт Харменс ван Рейн. Великий голландский художник. Непревзойденный мастер света и тени. Он совершил революцию в живописи, превратив парадные портреты в жанровые сцены. Создал почти шесть сотен картин, около трёхсот офортов, полторы тысячи рисунков. Был признан и востребован при жизни, обласкан критикой, богат. Но умер в нищете и одиночестве.
Одни считают, что виной тому было непомерное мотовство и расточительство Рембрандта. Другие уверяют, что это была справедливая плата за скверный характер. Третьи видят причину того, что гениальный художник под конец жизни оказался никому не нужен, в бесконечных его конфликтах с заказчиками и в неумении ладить с покровителями.
Кто прав? И так ли оно было на самом деле…

Крах
Весной 1656-ого Рембрандт подал прошение о деловом банкротстве, написав, что причиной его неплатежеспособности стали «потери, кои он претерпел в сделках, равно как и ущербы и потери, понесенные им на море». Это только отчасти было правдой. Но зато деловое банкротство, считавшееся почтенной формой разорения, позволяло Рембрандту избежать тюрьмы. Рембрандта признали несостоятельным должником, судебные исполнители начали описывать его имущество.

Лейден, 1606 год
Рембрандт ван Рейн родился пятнадцатого июля 1606-го года. Он был шестым ребенком в семье Лейденского мельника Харменса Герритса ван Рейна и его жены Неелтге Виллемс ван Зайтбрук.
Родители Рембрандта были достаточно богатыми, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его после окончания латинской школы в Лейденский университет. Но Рембрандт бросил учёбу и поступил в сначала в подмастерья к местному живописцу Якобу ван Сваненбюрху. А потом уехал в Амстердам – учиться живописи у известного художника Питера Ластмана.
Родители не препятствовали увлечению сына живописью. Наоборот, когда через полгода Рембрандт вернулся в Лейден, отец отдал ему под мастерскую свой дом.
Мастерскую Рембрандт делил со своим другом Яном Ливенсом, также прошедшим обучение у Питера Ластмана.
В 1629 году в лейденскую мастерскую случайно зашёл секретарь принца Фридриха-Генриха Оранского — Константин Хёйгенс. Он был настолько очарован работами молодых художников, что тут же заказал Ливенсу свой портрет, а Рембрандта рекомендовал своему патрону.
По некоторым данным в тот же год принц Фридрих-Генрих Оранский купил у Рембрандта 15 живописных полотен.

Крах
Инвентарный список вещей был оглашен 25 июля 1656 года. Распродажу решили проводить в три этапа. На первый аукцион выставлялись картины и изделия прикладного искусства. На второй – коллекция графики. На третьих торгах с молотка должен был уйти дом художника, мебель и личные вещи. Помимо собственных работ Рембрандта — семидесяти картин, более сотни рисунков и гравюр — в инвентарный список попали ещё три его рубашки, шесть носовых платков, двенадцать салфеток, три скатерти и некоторое количество воротников и манжет, находящихся в стирке.

Амстердам, 1631 год
В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам. Там он первое время жил в доме торговца картинами Хендрика ван Эйленборха. Благодаря связям Эйленборха и покровительству Константина Хёйгенса, молодой лейденский художник очень быстро обзавёлся новыми богатыми и влиятельными клиентами.

Анатолий Голубовский, кандидат искусствоведения:
«У искусства всегда был заказчик.
И заказчиком этим — безусловно, самым крупным заказчиком на протяжении столетий, — была церковь.
В Голландии 17-го века церковь перестала быть главным заказчиком, потому что Голландия была протестантской страной.
Заказчиком стали те, кого принято называть буржуа. Средний класс. Граждане, бюргеры. Богатые или чрезвычайно знатные граждане — именно они стали заказчиками. Тогда-то появился в Голландии тот жанр, который собственно и прославил Рембрандта и принес ему главные доходы — групповой портрет».

Первый заказной групповой портрет Рембрандт написал в 1632 году. Заказчиком был знаменитый амстердамский врач профессор Тульп, пожелавший преподнести Обществу хирургов картину в память о своих лекциях по анатомии.
«Урок анатомии доктора Тульпа» принёс Рембрандту оглушительный успех. И двадцатишестилетний лейденский художник, как по мановению волшебной палочки, в одночасье стал самым модным и самым дорогим художником Амстердама.
Влиятельные и богатые граждане города, бюргеры, купцы, проповедники, поэты и учёные терпеливо ожидали в приемной художника своей очереди для позирования. За два года Рембрандт написал более пятидесяти заказных портретов.

Анатолий Голубовский: 
«Рембрандт – главный в мировом искусстве портретист. Рембрандт был абсолютным новатором, как художник, как мастер. Человек, который придумал практически новый художественный язык.
Его игры со светом и тенью, то, как он организовывал пространство, то, как люди растворялись в каком-то удивительном облаке, которое всегда присутствовало в его работах, все это конечно навсегда вписало имя Рембрандта в историю мирового искусства».

Амстердам, 1633 год
Летом 1633-го года преуспевающий столичный художник Рембрандт ван Рейн обручился с племянницей своего покровителя Хендрика ван Эйленборха Саскией. Саския была дочерью недавно умершего бургомистра Леувардена.
Свадьба Рембрандта и Саскии состоялась через год, в июне 1634-го. Сын лейденского мельника вошел в семью богатых патрициев. Связь со знатной семьей укрепила его положение в обществе. Увеличилось число заказов, выросло количество учеников. Соответственно, выросли и доходы. К тому же приданое жены составляло немалую по тем временам сумму – сорок тысяч флоринов.
Это приданое и гонорары самого Рембрандта позволяли молодой семье буквально купаться в роскоши. Рембрандт начал покупать картины известных мастеров, старинное оружие, фарфор и хрусталь, китайские вазы и индийские резные статуэтки. Рембрандт пытался создать привычную обстановку для своей жены – богатой патрицианки.

В 1639 году Рембрандт и Саския купили дом. Это было великолепное городское поместье в квартале для избранных, на одной из самых широких и модных улиц Амстердама – Антониесбреестраат (улица святого Антония).
Дом, купленный Рембрандтом в кредит, стоил 13 тысяч золотых гульденов. Художник не сомневался, что может позволить себе такую роскошь и вовремя выплатит все долги.

В сорок первом году у Рембрандта и Саскии родился первенец – сын Титус. На самом деле, это был их четвертый ребенок. Но только ему повезло выжить. К несчастью, через девять месяцев после рождения сына умерла Саския. Ей было всего лишь тридцать лет.

Крах
5 декабря 1656 года в Заезжем дворе императорской короны начались первые торги. На аукцион выставлялось собрание картин и изделия прикладного искусства. По самым скромным оценкам коллекция Рембрандта стоила не менее семнадцати тысяч гульденов. Однако торги, продолжавшиеся две недели, внезапно были прерваны из-за крайне низких цен. На самом деле никаких торгов не было вовсе. Если какие-то картины и были проданы, то они уходили по стартовой цене, едва ли составлявшей десятую часть их стоимости. Примечательно, что купленные с молотка произведения Рембрандта тут же перепродавались в магазине антиквара де Рениальме по исключительно высокой цене. Так, например, картина Рембрандта «Иисус и блудница» была продана за 1500 флоринов. О таких гонорарах сам автор даже не мечтал…

Амстердам, 1642 год
В 1642 году Рембрандт получил большой заказ на групповой портрет стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока. За работу ему заплатили 1600 флоринов. Картина должна была украсить новое здание Стрелкового общества.
Произведениями подобного рода – коллективными портретами членов различных гильдий и сообществ — в то время были украшены многие парадные залы общественных зданий Амстердама. Художники, получившие заказ, должны были строго соблюдать традиции группового портрета. Центральное место на картине занимал глава гильдии, по бокам от него изображались гильдейские сановники, а все остальные персонажи обычно располагались в ряд, так чтобы ни один из них не выделялся и не затмевал собой других членов корпорации.
По традиции каждый участник группового заказа сам оплачивал художнику свое изображение. И, конечно же, хотел, прежде всего, портретного сходства, а также места, соответствующего статусу.

«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема Ван Рёйтенбюрга» — так первоначально называлась эта картина – стало самым масштабным произведением Рембрандта. На холсте почти четырехметровой длины и пятиметровой высоты художник изобразил 34 персонажа. Но только шестнадцать из них были реальными лицами и заплатили по 100 гульденов за свои портреты. Остальные — плод фантазии художника.
Впрочем, не все персонажи были вымышленными. У маленькой девочки, невесть как попавшей в роту стрелков капитана Франса Баннинга Кока, было лицо Саскии. А в портрете мужчины в шляпе, угадывался сам автор полотна.
Кроме того, вместо статичного парадного группового портрета Рембрандт изобразил выступление стрелков в поход.
Заказчики посчитали себя обманутыми.

Анатолий Голубовский:
«У художника всегда был заказчик, и заказчик определял очень многое, значительно больше, чем мы можем представить себе.
Заказчик мог определять не только композицию произведения, но и сюжет, все вплоть до колорита, спецификации красок, которыми должен работать художник. И все эти требования контракта художник должен был выполнять. Неукоснительно причем.
Рембрандт, в отличие от многих других мастеров, которые работали с ним в одно время, постоянно развивался. Он все время новое придумывал. И это, кстати, одна из черт, которая присуща большим художникам, великим художникам. Рембрандт был не только новатором-художником, да, он вообще был новатором с точки зрения того, как организовано искусство как вид человеческой деятельности. Он был одним из первых художников-профессионалов, которые заявили о том, что они индивидуальности, что они сами диктуют условия заказчикам. Заказчики этого не поняли».

После конфликта с гильдией стрелков приток заказчиков в мастерскую Рембрандта резко иссяк. Самый известный портретист Амстердама внезапно вышел из моды.
В последующие годы неприятности нарастали, как снежный ком. Началась беспрерывная череда судов: с заказчиками и кредиторами, с мушкетерами капитана Кока, с родственниками Саскии, с няней сына Титуса…

Еще при жизни Саскии её родственники пытались привлечь Рембрандта к к суду, утверждая, что он проматывает деньги жены. В реальности за время, прожитое в браке, Рембрандт своим трудом нажил состояние, в несколько раз превышавшее приданое Саскии.
Теперь же родственники пытались доказать, что Рембрандт не имеет право тратить наследство жены, поскольку женился вторично и тем самым нарушил условия завещания Саскии. На самом деле Рембрандт ни на ком вовсе не собирался жениться. Это няня Титуса Гертье Диркс требовала через суд признать художника её мужем на том основании, что он «спал с ней более двух раз».
Но тяжбы с бывшими родственниками и любовницей были всего лишь каплей в море неприятностей. Главные проблемы начались, когда в войну против Рембрандта вступили его кредиторы.

Крах
Второй аукцион, состоялся в 1657 году. С молотка ушло более ста графических работ Рембрандта, рисунки и гравюры Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха из его коллекции, гравюры с произведений Микеланджело и Тициана. А также многочисленные гравюры документального характера, представлявшие пейзажи различных стран, памятники архитектуры, образцы одежды и оружия.
Покупатели, как и на первом аукционе, были сплошь подставными, и цены на торгах вновь искусственно занижались. В результате вся коллекция произведений искусства, принадлежавшая Рембрандту, была продана всего лишь за пять тысяч гульденов.

Амстердам, 1652 год
В 1652 году бывшие владельцы дома, купленного Рембрандтом в рассрочку, стали требовать немедленной выплаты всех причитающихся им денег. Рембрандт пытался договориться с ними об отсрочке долга и даже, вопреки своему обыкновению, отправился с визитом в усадьбу одного из бывших владельцев. Но долг не был отстрочен. Наоборот, все остальные кредиторы Рембрандта, словно сговорившись, один за другим начали подавать официальные иски.
В годы своего финансового благополучия Рембрандт нерасчетливо, как считали многие, тратил огромные деньги на приобретение художественных ценностей. После истории с «Ночным дозором» заработки Рембрандта сократились настолько, что он был вынужден залезть в долги, чтобы расплачиваться по кредиту за дом. А чтобы погасить новые долги, брал новые кредиты. Проценты росли, доходы продолжали падать. Рембрандт попытался даже заняться торговлей, но не имея никакого опыта в торговых операциях, потерпел полный провал.
Будь Рембрандт более покладистым, умей он ладить с заказчиками, ситуация могла бы сложиться иначе. Однако непокорный художник, попиравший традиции, бросил вызов не только своим клиентам, но и всей амстердамской аристократии.

Анатолий Голубовский:
«Он был внутренне свободен. Поэтому в какой-то момент он перестал быть успешным. Потому что для того, чтобы быть успешным, модным нужно было соблюдать определенные нормы приличий. А Рембрандт не был настроен на то, чтобы соблюдать приличия. Он был настроен на то, чтобы нарушать правила. Все. И в искусстве, и правила ремесла, и правила поведения в быту. Я думаю, что заказов у него стало меньше как раз потому, что люди опасались с ним иметь дело. Слишком он уж был полон жизни. Слишком он был непредсказуем».

От Рембрандта отвернулись все его покровители, коллеги и даже ученики. Известный голландский поэт-драматург Йост ванн ден Вондель публично высмеивал творческую манеру Рембрандта, сравнивая его с совой, которую тянет в темноту.

Анатолий Голубовский:
«Смерть Саскии и какие-то неудачи с вложениями, и уменьшение заказов — все, все это, конечно, сильно повлияло не только на материальное состояние, не только на достаток Рембрандта, но и еще, я бы сказал, на его внутреннее состояние. На самом, может быть этот вот слом дал истории мирового искусства необыкновенный результат. Изменилась манера письма Рембрандта. Его картины стали, я бы сказал, не то что мрачными, а какими-то более самоуглубленными… Вот художник пытается как бы проанализировать, почему бытие так безысходно. И вот эта такая знаменитая мрачность, ну то, что принято называть мрачностью Рембрандта, мне кажется, есть, безусловно, результат некоторых обстоятельств его судьбы. В этом смысле, может быть, для истории искусства это дало больше, чем дало бы его необыкновенное благосостояние и успех».

Крах
Остатки имущества Рембрандта и его дом были конфискованы и проданы с аукциона в 1658 году. Дом ушел за треть первоначальной цены -всего лишь за четыре тысячи шестьсот пятьдесят восемь гульденов. Этого было недостаточно, чтобы расплатиться со всеми кредиторами. Суд обязал художника все написанные им впредь картины передавать для продажи с аукционов с целью погашения долгов. При этом лишил его права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования. Пятидесятидвухлетний Рембрандт был обречен на нищету.

Амстердам, 1654 год
В 1654 году в компанию травли художника-новатора включилась церковь. Рембрандт обвинялся в том, что в своих картинах на библейские сюжеты он отходит от существа священного писания, открыто принижая и оскорбляя «слово божье». А еще в том, что его личная жизнь противоречит нормам религиозной морали.

Анатолий Голубовский:
«Рембрандт был возмутителем спокойствия. В определенном смысле, как мне кажется, это было связано с его личностью. И он был большой жизнелюб, он был возрожденческий такой человек…
Рембрандт пытался выплеснуть это свое жизнелюбие в свои полотна, и это, естественно, не устраивало церковь. Церковь не устраивало его поведение в быту».

В июне 1654 года Рембрандт получил вызов в консисторию кальвинистской церкви Амстердама для дачи показаний по поводу своего прелюбодейства с молодой набожной крестьянкой Хендрикье Стоффельс. Рембрандт проигнорировал обвинения церковников. Тогда в консисторию вызвали его сожительницу.
Хендрикье Стоффельс появилась в жизни Рембрандта в 1646 году, еще во время судебных разбирательств с родственниками Саскии и Гертье Диркс. Она была новой няней Титуса. Связь Рембрандта с Хендрикье, скорей всего, началась тогда же. Потому что именно в это время на его картинах появляется новая модель. Вот Мария из «Святого семейства». А вот и Даная… Свою «Данаю» Рембрандт написал еще в 1636. Тогда ему позировала Саския. Через десять лет художник переписал картину. Так белокурая Даная стала темноволосой…

Церковный суд обвинил Хендрикье в распутстве и потребовал порвать незаконную связь с Рембрандтом. Но женщина категорически отказалась.
Через три месяца после суда Хендрикье родила дочку. Девочку назвали Корнелия.
В 1658 году после конфискации и продажи дома Рембрандт вместе со всей своей семьей – Хендрикье, Титусом и маленькой Корнелией – переехал жить в гостиницу.
Правила гильдии живописцев запрещали художнику, чьи картины попали на распродажу с аукциона, продавать в дальнейшем свои произведения в Амстердаме. Это правило Рембрандту помогли обойти его верная Хендрикье и преданный сын Титус. В 1660 году они открыли антикварный магазин по продаже произведений искусства. Рембрандта они наняли в служащие своей компании. По контракту он выполнял работу эксперта, а также был обязан передавать фирме все свои новые работы. Антикварный магазин позволил семье удержаться на плаву и даже приобрести скромный дом на улице Розенграхт.

Амстердам, 1661 год
Последний большой заказ, который, впрочем, не принес ни гульдена, Рембрандт получил в 1661 году. Городской ратуши для оформления понадобилось 12 огромных полотен на историческую тему. Картина «Заговор Клавдия Цивилия: Клятва» была огромной, самой большой из написанных Рембрандтом – 30 квадратных метров. Её отвергли и вернули художнику. На части этого полотна он написал затем своих знаменитых «Синдиков» — групповой портрет старшин гильдии ткачей.

В 1662-ом году Хендрикье заболела, а через год умерла. Всё свое имущество, включая антикварный магазин, Хендрикье завещала Титусу. Чтобы он мог продолжать начатое ими дело и содержать отца.

Новая череда личных потерь началась для Рембрандта в 1668-ом. Практически друг за другом, с разницей в несколько месяцев, умерли Титус и его молодая жена Магдалена Ван Лоо. От большой семьи Рембрандта остались только его дочка Корнелия и внучка Тиция – дочь Титуса и Магдалены.

Крах
Возможно, что история о нищете Рембрандта, о последних годах его жизни, полных лишений – это всего лишь миф. Есть версия, что впечатление о бедности Рембрандта создавалось искусственно им самим и его семьей, чтобы избежать долговых выплат. И на самом деле материальное положение художника вовсе не было бедственным. Он жил в собственном доме, пусть не таком роскошном, как прежде, мог спокойно работать. Но вот то унизительное положение, в которое он был поставлен, та травля, которую организовали его коллеги, ученики и бывшие почитатели, были невыносимыми для художника. Это, скорей всего, и приблизило его кончину.

Амстердам, 1669 год
Прощальной работой Рембрандта, вершиной его творчества стала картина «Возвращение блудного сына», написанная в последний год жизни великого художника.
К сюжету о блудном сыне, промотавшем отцовское наследство, Рембрандт обращался неоднократно. Еще в 1635 году он написал картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую один из эпизодов этой легенды. Затем, в 1636 году появился офорт «Возвращение блудного сына». И за год до смерти Рембрандт вновь вернулся к притче о сыне, который ушел из дома, растратил все состояние и вернулся в родной дом оборванным, жалким и униженным.
Анатолий Голубовский:  
Рембрандт — великий художник. В этом нет никаких сомнений.. Но должны ли мы знать о том, каким он был человеком? Я думаю, что да. Все великие художники, все без исключения, невероятно сложные люди. Иногда мы можем понять сложность этих людей, иногда нет. Потому что они жили очень давно. И люди тогда думали и жили не так, как живут и думают сейчас. Но обстоятельства жизни великих — это то, что дает возможность считывать те смыслы, которые они вкладывали в свои произведения. Единственное, чего мы не можем делать, как мне кажется, это судить художника, осуждать его, осуждать его за то, что он не на той женился или что-то сделал такое, что кажется нам неправильным и безнравственным. Да. Так вот судить гениев трудно. Знать обстоятельства их жизни необходимо.

8 октября 1669 года великий голландский живописей Рембрандт Харменс ван Рейн умер на руках своей дочери Корнелии.
За несколько дней до смерти он написал завещание, назначив опекуном Корнелии ювелира Франческо Билера.
Сразу же после похорон художника опекун сделал публичное заявление, что в доме Рембрандта не осталось никакого имущества, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования. Тем самым он подтвердил, что Рембрандт неукоснительно выполнял постановление суда, и таким образом обезопасил Корнелию от дальнейших преследований кредиторами.

Когда через много лет у Корнелии появятся собственные дети, она назовет дочку Хендрикье, а сына Рембрандтом…

Ссылка на видео: 

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/21985/episode_id/984660/video_id/1000495/

Режиссер Татьяна Малова,

консультант Анатолий Голубовский
производство «Цивилизация», 2014 год